ВНИМАНИЕ! По всем интересующим вопросам можно обратиться: г. Ровеньки, кв. Гагарина, 25-а. (р-н Ровеньковской средней школы №9) Тел. (06433) 5-39-82; 5-39-88 (факс); моб.: +380721482090 --- Для консультирования по вопросам оптимизации системы высшего образования ЛНР запущена ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Телефонные номера горячей линии: (06433) 5-39-82; +380721482090

Слово и высказывание как лингвистико-философские единицы (Калинина Е.Э.)

Калинина Е. Э.

студентка 2 курса
специальность «Документоведение и архивоведение»

Ровеньковский факультет
ЛНУ им. Т. Шевченко
г. Ровеньки

СЛОВО И ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК ЛИНГВИСТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ЕДИНИЦЫ

   Профессиональная компетентность документоведа связана с обогащением багажа лингвистических знаний, так как понимание специфики функционирования и использования смежных для языкознания и лингвистики понятий позволяет повысить качество создания документа с точки зрения его информативной функции. Такими значимыми единицами являются слово и высказывание.

   Главное отличие высказывания от слова, рассматриваемого как единицы языка и как единицы речевого общения, заключается в том, что высказывание, является целым законченным предложением, вызывающим суждение, в то время, как слово лишь часть предложения, его потенциальный минимум. Несмотря на это, упомянутые понятия, являясь составляющими текста и речи в целом, выступают связующими нитями любой языковой деятельности повседневности.

   Цель статьи – рассмотрение особенности слова  как лингвистико-философской и документоведческой единицы.

   Теоретическая основа статьи –в работах: О. С. Ахмановой [1], М. М. Бахтина [2].

   Слово – это «предельная составляющая предложения, способная непосредственно соотноситься с предметом мысли как обобщенным отражением данного «участка» («кусочка») действительности и направляться (указывать) на эту последнюю; вследствие этого слово приобретает определенные лексические, или вещественные, свойства» [1, с. 422].

   Кроме того, слово как свободная форма представляет собой «потенциальный минимум, рассматриваемый только в синтаксическом плане» [1, с. 422]. Таковые понятия характеризуют слово как часть речевой системы, но не имеющего однозначного, полноправного автора, уже заранее формируя его никому не принадлежащим. Слово принадлежит всем, кто приобщен к процессу го рецепции.  «Высказывание  –  это утверждение или повествовательное предложение, о котором можно сказать, что оно истинно или ложно, но не то и другое одновременно» [3].

   В книге М. Бахтина «Эстетика словесного творчества» проведены параллели между понятиями «высказывание» и «слово». Одно из утверждений, приведенных в книге, гласит о том, что слово как языковая единица лишено экспрессивной интонации, но в тоже время                   М. Бахтин сопоставляет это утверждение внутри понятия слово говоря о том, что «каждое слово языка само по себе имеет или может иметь «эмоциональный тон», «эмоциональную окраску», «ценностный момент», «стилистический ореол» и т. п., а следовательно, и свойственную ему как слову экспрессивную интонацию» [2, с. 266]. Нужно отметить, что в высказывании экспрессивная интонация выступает как конститутивный признак, и слово, произносимое с данной интонацией, уже является законченным высказыванием, которое выражено одним словом.

   «Выбирая слова, мы исходим из замышляемого целого нашего высказывания, а это замышляемое и созидаемое нами целое всегда экспрессивно, и оно-то излучает свою экспрессию (точнее, нашу экспрессию) на каждое выбираемое нами слово, так сказать, заражает его экспрессией целого» [2, c. 266]. Нейтральное значение слова, отнесенное к определенной реальной действительности, создает необходимую экспрессию. Из данного утверждения следует, что «всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией» [2, c. 268].

  Учитывая понимание слова вне эмоционального значения, высказывания не тождественны друг к другу, они взаимодействуют, выражаются, отражаются и группируются в организованные цепи.

   По М. Бахтину, «высказывание – это не условная единица, а единица реальная, четко отграниченная сменой речевых субъектов, кончающаяся передачей слова другому, как бы молчаливым «dixi», ощущаемым слушателями [как знак], что говорящий кончил» [2, с. 250].

   Возвращаясь к понятиям высказывание и слово, как к противопоставленным значениям, нужно обратить внимание на суждение «не обмениваются словами (в строгом лингвистическом смысле) и словосочетаниями, – обмениваются высказываниями, которые строятся с помощью единиц языка: слов, словосочетаний, предложений; причем высказывание может быть построено и из одного предложения, и из одного слова, так сказать, из одной речевой единицы (преимущественно реплика диалога), но от этого единица языка не превращается в единицу речевого общения» [2, с. 253].

   Рассматривая суть представления о высказывании более обширно, необходимо выделить две важные особенности этого понятия, которые представляют собой: различие речевых субъектов как единицы речевого общения и специфическая завершенность. Так, «завершенная целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя моментами (или факторами), неразрывно связанными в органическом целом высказывании: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом или речевой волей говорящего; 3) типичными композиционно-жанровыми формами завершения» [2, с. 255].

   Относительно речевого жанра, а также родного языка «все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого» [2, с. 257]. Человек на практике использует ресурсы речевых жанров, но абстрактно, возможно, и не догадываясь об их существовании.

   Родной язык, в свою очередь, данный человечеству как и речевые жанры, возникает в конкретных высказываниях, благодаря которым он и познаётся. Поэтому, не случайно                   М. Бахтин отмечает, что «научится говорить – значит научиться строить высказывания (потому что говорим мы высказываниями, а не отдельными предложениями и, уж конечно, не отдельными словами)» [2, с. 257].

   Высказывание как некое звено в цепи речевого содействия является источником ответных реакций и диалогов в целом. Каждое высказывание будто бы конструируется для ответа. В центре этой особенности возникает конститутивный признак высказывания –обращенность, адресованность. Следовательно, данная особенность выступает как отличительная черта высказывания. «В отличие от значащих единиц языка – слова и предложения, – которые безличны, ничьи и никому не адресованы, высказывание имеет и автора и адресата» [2, с. 275]. Так, обращенное одиночное слово само по себе является цельным высказыванием.

Литература

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. –– М.: КомКнига, 2007. – 576 с.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества ; сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
  3. Установление истинности сложных высказываний [Электронный ресурс].. – Режим доступа : http://poisk-ru.ru/s20122thtml (дата обращения. 27.03.2017).