ВНИМАНИЕ! По всем интересующим вопросам можно обратиться: г. Ровеньки, кв. Гагарина, 25-а. (р-н Ровеньковской средней школы №9) Тел. (06433) 5-39-82; 5-39-88 (факс); моб.: +380721482090 --- Для консультирования по вопросам оптимизации системы высшего образования ЛНР запущена ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Телефонные номера горячей линии: (06433) 5-39-82; +380721482090

Нравственный потенциал работы над народной сказкой в начальной школе (Герасимова В.В.)

УДК 372.882

«Нравственный потенциал работы над народной сказкой в начальной школе»

Герасимова Вера Владимировна
4 курс, специальность  «Педагогическое образование.
Начальное образование. Информатика»
Ровеньковский факультет ЛНУ имени Тараса Шевченко

  Научный руководитель: Тыщук Д.С. –  ассистент кафедры филологических дисциплин, Ровеньковский факультет ЛНУ имени Тараса Шевченко

  Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей анализа русской народной сказки «Хаврошечка» с учащимися начальной школы в контексте ее нравственного смысла. Народная сказка интерпретируется как поле литературоведческой и воспитательной работы педагога.

  Ключевые слова: сказка, моральные ценности, антитеза.

  Подрастающее поколение формируется в сложных условиях, поэтому, повышается актуальность нравственного воспитания: важно раскрыть детям сущность доброты, уважения к человеку, терпимости, доброжелательности.

  «Большое значение при формировании нравственных ценностей имеет чтение художественной литературы. Воздействуя на чувства детей, художественное произведение помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения» [1, с. 32].

  Цель данной статьи – рассмотреть нравственный потенциал работы над народной сказкой в начальной школе (на примере русской народной сказки «Хаврошечка»).

  «Хаврошечка», одна из самых известных русских народных сказок, повествует о нелегкой жизни девочки-сироты в приемной семье. Три родные дочери хозяйки Хаврошечки вели праздную жизнь, в отличие от кроткой и скромной девочки: «Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала,  – и слова доброго никогда не слыхала» [4, с. 145]. Контраст между сверстницами иллюстрируется при помощи антитезы –  «стилистической фигуры, основанной на резком противопоставлении образов и понятий, обозначении всякого содержательно-значимого контраста» [2, с 457]. «Русская народная волшебная сказка – особый жанр, фантастический по своей сути.  Специфичность сказочного вымысла в том, что он наполнен  поучительным смыслом, читательское восприятие которого иллюстрируется через антитезу» [3, с. 357].

  Трудолюбивой, вежливой, терпеливой Хаврошечке противопоставлены ленивые, способные исключительно на подлости сестры.

  Мать и дочери – Одноглазка, Двуглазка, Триглазка – не могли смириться с тем, что Хаврошечке удается выполнять каждое из изматывающих поручений. Люди, которые привыкли идти подлым путем к достижению целей, не изменяют себе и на этот раз: Триглазке удалось узнать, что Хаврошечке во всем помогает коровушка. Слова третьей дочери жестоки: «Режь рябую корову!» [4, с. 147].

  Народ критически относится к жестокому семейству, в том числе, и по причине ужасного отношения к животным. Хаврошечка любила коровушку не только из-за помощи, а потому, что именно животное стало для сироты настоящим другом: «Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать» [4, с. 145].

  Коровушка, исходя из традиционной композиции русской народной волшебной сказки, является волшебным помощником положительной героини. Животному под силу оберегать сироту, даже лишившись материального воплощения: «А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай» [4, с. 147].

  Из косточек выросла яблонька – «яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо, – останавливается, кто проходит близко, – заглядывается» [4, с. 147].

  Так, однажды, проезжая мимо, яблонькой залюбовался добрый молодец. Юноша обратился к находящимся рядом девицам – Одноглазке, Двуглазке, Триглазке и Хаврошечке – с просьбой сорвать для него яблочко (та, которая подаст плод, станет его женой).

  Народная сказка – хранилище народной морали, одной из главных позиций которой является правило обязательности возврата как плохих, так и хороших дел, совершенных человеком.

  Попытки трех сестер, инициировавших гибель коровушки, достать яблоко не увенчались успехом: «…А яблочки-то висели низко, под руками были, а ту поднялись высоко, далеко над головами. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли» [4, с. 147-148].

  Совершенно иная ситуация – с попыткой Хаврошечки: «Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать» [4, с. 148].

  В сказке «Хаврошечка» добро побеждает зло. Очень важно показать учащимся начальной школы не ирреальное, а понятное содержание категорий «добро» и «зло» (продуктивную почву для чего и предоставляет избранная нами сказка). Добро – в терпении, трудолюбии, умении не держать зла на собственных обидчиков, искренне любить близких. Зло – в зависти, вседозволенность, завышенной самооценке, неуважении к окружающим, уверенности, что жизненные блага достигаются без труда, ужасном отношении к тому, кто слабее.

  С точки зрения методики преподавания чтения, «приемами формирования нравственных убеждений могут быть оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя, объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя, оправдание оступившегося героя» [1, с. 34]. Выводы, приобретаемые младшими школьниками в процессе подобной работы, – это не просто шаги к умению понимать литературное произведение, формированию эстетического вкуса, но и формирование адекватной морально-этической позиции будущей целостной личности.

Список литературы

  1. Еремина К.К. Формирование нравственных ценностей при изучении творчества В.А. Осеевой / К.К. Еремина // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 32 – 35.
  2. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. –752 с.
  3. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
  4. Русские волшебные сказки ; сост. М. Булатов. – М. : «Советская Россия», 1991. – 216 с.