ВНИМАНИЕ! По всем интересующим вопросам можно обратиться: г. Ровеньки, кв. Гагарина, 25-а. (р-н Ровеньковской средней школы №9) Тел. (06433) 5-39-82; 5-39-88 (факс); моб.: +380721482090 --- Для консультирования по вопросам оптимизации системы высшего образования ЛНР запущена ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Телефонные номера горячей линии: (06433) 5-39-82; +380721482090

Художественный образ в сказке Л. Петрушевской «Маленькая волшебница (Кукольный роман)» (Попивняк А.Н.)

УДК 82.01

Художественный образ в сказке Л. Петрушевской «Маленькая волшебница (Кукольный роман)»

Попивняк Анна Николаевна
1 курс, специальность  «Педагогическое

образование. Начальное образование.
Информатика»
Ровеньковский факультет
ЛНУ имени Тараса Шевченко

  Научный руководитель: Тыщук Д.С. –  ассистент кафедры филологических дисциплин, Ровеньковский факультет ЛНУ имени Тараса Шевченко

  Аннотация. В статье рассматривается эстетическая роль художественного образа в построении тематического и проблематического планов художественного произведения. Материал для исследования – образы Барби  и старика в сказке Л. Петрушевской «Маленькая волшебница (Кукольный роман)».

  Ключевые слова: образ, персонаж.

  Произведения детской литературы, вопреки стереотипу относительно их низкой художественной ценности, представляют собой плодотворную сферу для теоретико-литературного анализа.

  Понятие «художественный образ» характеризуется способностью характеризовать как содержательные, так и смысловые особенности произведения. Художественный образы в сказке Л. Петрушевской «Маленькая волшебница (Кукольный роман)», а именно – образы Барби и старика – иллюстрируют проблематику и особенности художественного воспроизведения действительности. Рассмотрение образов Барби и старика и составляет цель представленной статьи.

  Теоретические основы работы – в трудах А. Лосева [2], Б. Томашевского [4] и других.

  «Художественный образ –  это обобщенная картина человеческой жизни, преображенная в свете эстетического идеала художника» [2, c. 213]. Если речь идет о персонажах произведения, уместно пользоваться термином «литературный герой».

  «Под термином «литературный герой» понимается целостный образ человека – в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира; близкий по смыслу термин «характер», если брать его в узком, а не в расширенном, значении, обозначает внутренний, психологический разрез личности, ее природные свойства, натуру» [1, с. 195].  Герой выполняет концептуальные функции в произведении, обладая собственной эстетической характеристикой.

  «Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его «характер» [4, с. 132].

  В сказке Л. Петрушевской «Маленькая волшебница» представлена картина жизни маленькой Барби. Автор изображает куколку, наделенную человеческими качествами, характером, своей историей. Барби – персонаж, функционирующий в ирреальном мире.

  Другой главный герой, старик, живущий очень бедно, представляет реальный мир. В сказке  связаны два мира: реальный и ирреальный.

  Главная героиня – кукла. Ее история начинается она с Мастера Амати, который «прославился своими скрипками и виолончелями» [3, с. 35]. Он был очень занятым человеком, но раз в двадцать лет покупал себе игрушку. Позже выяснилось, что в игрушки он закладывал души. Амати  оживлял их, наделяя каждого судьбой. Например, «плюшевые мишки – подушечные утешители, навевающие сон; заводные танки – защитники котят; телефоны, мгновенно соединяющие с кем захочется, если ты сидишь один и все ушли; скакалки, с которыми бедные неходячие дети когда-нибудь научатся прыгать; вертолеты и парашюты, на которых можно спастись от пожара, вылетев из окна и так далее» [2, 35 с.]   Таким же образом кукла  Маша приобрела жизнь, а с – ней свою красоту и доброту.

   Бедной Маше предстояло пройти через многое,   несмотря ни  на что, она была милой, доброй и отзывчивой куклой. Сам мастер Амати знал, «что она сможет помогать всем, кому захочет, но ничем и никогда не сможет помочь себе» [3, с. 35]. Помощник Барби – старик.

  В «Маленькой волшебнице» старик оказывается заложником собственной сложной жизненной ситуации. Человек живет в нищете – в поисках теоретических предметов для продажи он «исследует» даже мусорные баки. Не всегда удача поворачивается к нему лицом, и бедняга голодает. Писательница, создавая этот образ, не показала исключительно  каждую деталь, она акцентирует внимание на наиболее показательных. Подобные детали – знаки, при помощи которых мы  можем понять героя, окунуться в его жизнь.

  Концентричный подход используется и в описании интерьерных деталей.  Л.  Петрушевская описывает дом старика Ивана: «Правда, хозяйство у дедушки Ивана было бедное, холостяцкое: две тарелки, одна кастрюля, чайник, кружка, ложка и вилка, перочинный нож, кровать, стол и два стула, комната в два окна и кухня со всеми удобствами» [3, с. 9].

  Стариковское жилище не блещет чистотой: «…армия пауков против многочисленных армий мух; происходили ежедневные бои на каждом окне и в каждом углу, была разветвленная сеть шпионажа и налеты тяжелой авиации на эту сеть, а что касается трупов убитых, то ими были усеяны все подоконники » [3,  с. 9].  Описание условий жизни старика подкрепляет у читателя целостное восприятие образа.

  Особенно важное место в характеристике художественных образов занимают действия и поступки персонажей. Они дают возможность наиболее полно показать персонажа в общественной жизни, раскрыть его внутренний мир, характер. Примером этого является моменты из сказки, где маленькая куколка помогает старику: «Затем Барби зашила пиджак на локте, под мышкой и у карманов, подмела пол, все прибрала и легла обратно на подоконник в ожидании дня» [3, с. 4] Наиболее достойный  ее поступок – лечение зрения своему хозяину, который так же заботился о куколке, принося ей поесть, изготавливая мебель,  покупая платья.

  Маленькая волшебница отличалась от остальных кукол: мечтала найти свою «маму»,  быть любимой. Найдя отца, она пыталась всячески улучшить его жизнь.  Да, Барби была счастлива. Не раз волшебница не спала, переживая за дедушку. Например, когда он уехал в поселок Восточный, в заповедный лес за пеньком. Он часто бродил по лесам, рынкам и мусорным бакам, ища материалы для изделия мебели. Но в этот раз, совсем заблудившись и попав в капкан, он безнадежно стоял и ждал спасения. Маленькой Маше, (так назвал позже старик куклу), в ту ночь не спалось, ведь она ждала, пока вернется дедушка. Позже, не дождавшись его дома, она поехала на своей волшебной машине искать бедного старика.

  Художественный образ в произведении – способ отображения авторского взгляда на действительность. Грамотное трактование образов литературного произведения – путь к формированию гуманистических моральных ценностей у маленьких читателей.

                                                         Литература

  1. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М.Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. –752 с.
  2. Лосев, А.Б Художественные каноны как проблема стиля / А.Б. Лосев // Вопросы эстетики. – М.: Академия, 1964. – 345 с.
  3. Петрушевская Л. С. Маленькая волшебница (Кукольный роман) / Л.С. Петрушевская.  – М.:  1996 – 147 с.
  4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика ; вступ. ст. Н.Д. Тамарченко / Б.В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 1990. – 334 с.