Тема войны в прозе для детей: морально-этический аспект (Д.С. Тыщук)
Дистанционный Региональный научно-практический семинар: «Патриотическое воспитание в ЛНР: проблемы, перспективы развития»
Тема войны в прозе для детей: морально-этический аспект
Д.С. Тыщук
ассистент кафедры филологических дисциплин
Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Ровеньковский факультет
Патриотическое воспитание – особая часть педагогического воздействия на подрастающее поколение, зависящая больше от субъекта влияния, чем от его предмета. Формирование у ребенка понимания сущности долга, патриотизма, любви к Родине необходимо осуществлять параллельно с построением системы личностных морально-этических координат, ведь патриот – это, прежде всего, самокритичная личность, уважающая себя и окружающих, умеющая отдавать отчет своим мыслям и действиям.
Воспитание патриотических и нравственных ценностей в младшем школьном возрасте представляется перспективным с использованием произведений художественной литературы. Задача художественного произведения – повлиять на сердце и ум читателя, донести понимание важных для гуманистического взросления вещей.
«Денискины рассказы» В. Ю. Драгунского – одна из золотых страниц отечественной литературы для детей. В каждом из рассказов цикла, в доступной для детей манере, писатель мастерски говорит о крайне важных для становления целостной личности вещах – добре и зле, чести и совести, долге и порядочности, любви к родителям и уважении старшим, искренней дружбе и умении быть честным.
Цель представленного доклада – рассмотреть особенности интерпретации темы войны в детской прозе в контексте морально-этического воспитания (на материале рассказа «Арбузный переулок» из цикла В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы»).
Теоретическая основа исследования – в работах А.Данилюка [1], Г.Колычевой [3].
Каждый из рассказов о событиях из жизни Дениса Кораблева представляет собой завершенную по смыслу историю, причем подтекстовый ненавязчивый дидактизм не только не препятствует реализации эстетических задач, а наоборот, усиливает выразительность их педагогического воздействия. Особенно ценно то, что сопереживая главному герою и его товарищам, фактически своим сверстникам, юный читатель или читательница имеет возможность самостоятельно пережить то, о чем идет речь на страницах произведения.
Поскольку качественно новый пересмотр процесса чтения только намечается, то привлечение младших школьников к чтению шедевральных произведений советской детской литературы – одна из посильных для педагога задач. «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского – пример подобного произведения.
«Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [1, с. 5]
«Читая и размышляя над содержанием литературных произведений, школьники получают первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота и др. Задача учителя – так организовать работу над художественным текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, ученики испытывали сильное эмоциональное воздействие: волновались, радовались, огорчались» [3, с. 32]
Вопрос о том, как говорить подрастающему в мирное время поколению о войне, сложен. В рассказе «Арбузный переулок» В. Ю. Драгунский демонстрирует детям суровую правды войны не в искажающей восприятие форме, а завуалировано, но поучительно, трогательно, чутко.
Дениска «пришел со двора после футбола усталый и грязный как не знаю кто» [2]. Для матери сложнейшей задачей было накормить своего чрезмерно худощавого сына полноценным обедом. Денис надеялся, что на этот раз в меню – рассольник, но разочарованию не было предела, как только он понял, что ему предложили молочную лапшу.
Мальчик негодует: «Это почти то же самое, что манная каша. В каше обязательно комки, а в лапше обязательно пенки. Я просто умираю, как только вижу пенки, не то чтобы есть» [2]. На ультимативную реплику матери о необходимости полезного для растущего организма обеда, Денис заявляет: «Лучше убей меня!» [2].
В трагикомичную с точки зрения воспитательного процесса ситуацию своевременно вмешивается отец семьи. Сначала старший Кораблев шутит:
«Ах вот оно что! Его высокоблагородие фон барон Кутькин-Путькин не хочет есть молочную лапшу! Ему, наверно, надо подать марципаны на серебряном подносе!» [2].
Понимая, что юмор не действует на сына, отец прибегает к иному подходу.
«Заелся ты, братец, вот что! – сказал папа и обернулся к маме. — Возьми у него лапшу, – сказал он, – а то мне просто противно! Кашу он не хочет, лапшу он не может!.. Капризы какие! Терпеть не могу!..» [2].
Человек, чье детство прошло во время Великой Отечественной Войны, не может спокойно реагировать на капризы относительно того, что составляет сущность по-настоящему благополучной жизни. Познав на себе цену еды в голодное время, отец считает нужным рассказать сыну случай из собственной биографии…
«Нет, я, наверно, никогда не забуду эту ужасную осень, – сказал папа, – как невесело, неуютно тогда было в Москве… Война, фашисты рвутся к городу. Холодно, голодно, взрослые все ходят нахмуренные, радио слушают ежечасно… Ну, все понятно, не правда ли? Мне тогда лет одиннадцать-двенадцать было, и, главное, я тогда очень быстро рос, тянулся кверху, и мне все время ужасно есть хотелось. Мне совершенно не хватало еды. Я всегда просил хлеба у родителей, но у них не было лишнего, и они мне отдавали свой, а мне и этого не хватало. И я ложился спать голодный, и во сне я видел хлеб. Да что… У всех так было. История известная» [2].
Однажды отец со своим товарищем увидели, как солдаты разгружают машину с продовольствием. Сжалившийся над мальчишками мужчина наспех дал им арбуз – поистине царское лакомство.
Папа продолжал:
«И я не успел оглянуться, а он уже сунул мне арбуз и бежит на свое место, дальше разгружать. И я обнял арбуз и еле доволок его до дому, и позвал своего дружка Вальку, и мы с ним оба слопали этот громадный арбуз. Ах, что это была за вкуснота! Передать нельзя! Мы с Валькой отрезали большущие кусищи, во всю ширину арбуза, и когда кусали, то края арбузных ломтей задевали нас за уши, и уши у нас были мокрые, и с них капал розовый арбузный сок. И животы у нас с Валькой надулись и тоже стали похожи на арбузы. Если по такому животу щелкнуть пальцем, звон пойдет знаешь какой! Как от барабана. И об одном только мы жалели, что у нас нет хлеба, а то бы мы еще лучше наелись. Да…» [2].
К сожалению, голодные будни не заставили себя долго ждать. Несчастные мальчишки до самой осени продолжали ежедневно приходить в арбузный переулок, ожидая вновь увидеть машину припасами.
Воспоминания кололи сердце отца:
«А потом еще хуже — завернула осень, — сказал он, — стало совсем холодно, с неба сыпал зимний, сухой и меленький снег, и его тут же сдувало сухим и острым ветром. И еды у нас стало совсем мало, и фашисты все шли и шли к Москве, и я все время был голодный. И теперь мне снился не только хлеб. Мне еще снились и арбузы. И однажды утром я увидел, что у меня совсем уже нет живота, он просто как будто прилип к позвоночнику, и я прямо уже ни о чем не мог думать, кроме еды» [2].
После услышанного Денис опустошил тарелку с молочной лапшой, отметив про себя, насколько она вкусна.
В. Драгунский рассказал о войне опосредованно, не травмируя внутренний мир ребенка, но в то же время, юный читатель узнал о том, с какие беды несла с собой война, как должен вести себя ребенок в мирное время, чтобы вскоре стать настоящим человеком.
Литература:
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 26 с.
- Драгунский В.Ю. Денискины рассказы [Электронный ресурс ] / В.Ю.Драгунский. – Режим доступа: http://narodstory.net/rasskazy-dragunskogo.phpid
- Колычева Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников / Г. Ю. Колычева // Начальная школа. – 2014. – № 6 – С. 32 – 34.