ВНИМАНИЕ! По всем интересующим вопросам можно обратиться: г. Ровеньки, кв. Гагарина, 25-а. (р-н Ровеньковской средней школы №9) Тел. (06433) 5-39-82; 5-39-88 (факс); моб.: +380721482090 --- Для консультирования по вопросам оптимизации системы высшего образования ЛНР запущена ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Телефонные номера горячей линии: (06433) 5-39-82; +380721482090

Концепт «Шоколад» в повести Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» (Пестова А.С.)

УДК 82.09

КОНЦЕПТ «ШОКОЛАД» В ПОВЕСТИ РОАЛЬДА ДАЛЯ «ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА»

Пестова Алена Сергеевна
1 курс, специальность «Педагогическое образование.

Начальное образование. Информатика»
Ровеньковский факультет
ЛНУимени Тараса Шевченко

  Научный руководитель: Тыщук Д. С. – ассистент кафедры филологических дисциплин, Ровеньковский факультет ЛНУ имени Тараса Шевченко

  Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей эстетики концепта «шоколад» в повести Р. Даля «Чарли и Шоколадная фабрика». Концепт – это художественный образ, вместилище важной для понимания сущности произведения информации, а также последующей читательской рецепции.

  Ключевые слова: концепт, сознание, рецепция.

  Человеческое сознание устроено так, что однажды имея взаимодействие с определенным предметом или явлением, оно навсегда запечатлевает в себе его четкое определение, которое в дальнейшем, при повторной встрече с этим предметом, автоматически вызывается в сознании.Это явление в лингвистике имеет название «концепт» (от «conceptus»  – «мысль, понятие»).

  Цель этой статьи – рассмотреть особенности концепта «шоколад» на материале повести Р. Даля «Чарли и Шоколадная фабрика»

  Теорико-методологическая база – в исследованиях С.А. Алексеева [1], С. Г.Воркачева [2] и других.

  Когнитивная лингвистика под концептом понимает «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [4, с. 34].

  По С.А. Алексееву «концепты – это индивидуальные представления, которым в некоторых чертах и признаках дается общая значимость. Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода. Концепт есть образование ума»
[1,с. 267-279].

  С. Г. Воркачёв, определял, что «концепт – это единица коллективного знания-сознания (отправляющая к высшим духовным
ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой» [2, с. 93].

  Главный герой повести Р. Даля «Чарли и Шоколадная фабрика»  – маленький мальчик Чарли Баккет, который, воспитываясь в крайне бедной семье:  «Медленно, но верно семья стала умирать с голоду». «И с каждым днем Чарли Баккет все больше худел. Его лицо вытянулось и стало мертвенно-бледным. Кожа так плотно обтянула щеки, что сквозь нее проступили очертания костей» [3, c.7].

  По воле судьбы получает поистине «счастливый билет»  на фабрику Вилли Вонка, с чего и начинаются его приключения.

  Первое упоминание о шоколаде в произведении: «Идя по утрам в школу, Чарли проходил мимо магазинов, где на витринах громоздились целые залежи плиток шоколада, и тогда он останавливался и, истекая слюной, подолгу глядел на них, уткнувшись в стекло. Много раз за день ему приходилось видеть, как другие дети беззаботно достают из карманов или сумок сливочные шоколадки и с аппетитом грызут их у него на глазах – это зрелище было для мальчика сущей пыткой» [3, с.1].

  В этом контексте образ шоколада используется как символ труднодостижимой, вожделенной мечты, но ее многократное исполнение  утрачивает свою первоначальную ценность, становится чем-то обыденным, лишенным всякого ореола недоступности и волшебства.

  Однажды, идя по улице из школы и испытывая острый голод, Чарли находит в сугробе монету в пятьдесят пенсов и покупает на эти деньги две плитки «Первоклассного Молочного Шоколада Вонка»: «Но Чарли был не в состоянии остановиться. Он жадно глотал свой шоколад, и меньше чем за полминуты вся плитка исчезла у него во рту. Мальчик едва мог дышать, но он был счастлив. Счастлив так полно и безотчетно, как никогда в жизни» [3, с. 7]. Шоколад в данном отрывке выступает как концепт предмета роскоши, наслаждения и счастья. Эти характеристики, связанные с шоколадом, настолько прочно вошли в человеческое сознание, что стали неотделимыми от самого понятия лакомства.

  Под оберткой шоколада главный герой находит Золотой Билет на Шоколадную фабрику Вилли Вонка, где, проходя ряд испытаний, становится единственным достойным наследования огромного состояния – самой фабрики.

  На фабрике для Чарли и еще четверых детей – Августа Глупа, Веруки Солт, Виолетты Борегард и Майкла Телика проводит экскурсию сам владелец – Вилли Вонка и начинает ее с Шоколадного цеха. Вот как он описывается в повести: «Внизу под ними расстилалась прекрасная долина. По обеим ее сторонам тянулись зеленые луга, а между ними текла большая коричневая река». «Вдоль берегов росли грациозные деревья и кустарники – плакучая ива, ольха, высокие кусты рододендрона с розовыми и лиловыми цветами. Луга пестрели тысячами лютиков». «Каждая деталь сделана из какого-нибудь особого деликатеса» [3, с.11].

  Именно этот цех отличается от всех, описанных в книге. Рассмотрим, например, описание Цеха Изобретений: «Огромная комната, в которой он оказался, сильно смахивала на кухню бабы-яги. Вокруг на гигантских печах что-то кипело и булькало в черных котлах, свистели чайники, шипели сковороды, клацали и тарахтели какие-то странные железные аппараты. Потолок и стены покрывала сеть всевозможных труб» [32, с.15].Сравнив описания Шоколадного цеха и Цеха Изобретений, можно ясно увидеть, что именно последний описан в более реалистическом ключе, хотя и не лишен сказочных черт. Этот факт подчеркивает то, что история и свойства самого десерта в человеческом сознании неразрывно связаны с понятиями «фантастический», «сказочный»: невероятной казалась современникам история доставки какао-бобов Христофором Колумбом из тропической Америки, окутана многим легендами и история возникновения шоколадного десерта, сказочными кажутся лечебные свойства лакомства.

    Интересным кажется то, что описание цеха по производству шоколада имеет общие черты с описанием рая. Во многих религиях рай представлялся  в виде цветущего пышного сада или долины, полных всевозможных плодов, деревьев и кустарников. Таким образом писатель передал свою интерпретацию рая в описании этого цеха.

    В произведении именно шоколад становится катализатором разворачивания испытаний на фабрике Вилли Вонка: «Как вы могли догадаться, Август  под шумок улизнул к берегу реки, и, опустившись на колени, пригоршнями черпал горячий шоколад и уписывал за обе щеки». «Не прошло и нескольких секунд, как раздался вскрик, потом всплеск, и все увидели, как Август Глуп плюхнулся в шоколадную реку и тут же скрылся под её коричневой поверхностью» [3, с.13]. У всех детей, кроме Чарли, оказался какой-либо порок, за который каждый из них понёс заслуженное наказание: Август Глуп оказался наказан за своё чревоугодие, Виолетта Борегард – за гордыню, Веруку Солт возмездие настигло за алчность, а Майкла Телика – за праздность.

   Таким образом, в наказании этих четверых детей за их грехи шоколад сыграл роль не только своеобразного «спускового крючка», но и инструмента для искоренения их пороков.

Литература

  1. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская словесность. От теории словесности кструктуре текста. – М.: Academia, 1997. – 267 – 279.
  2. Воркачёв С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии / С. Г. Воркачев // Теоретическая и прикладная лингвистика. –
    Воронеж, 2002. – Вып. 3. – С. 79 – 95.
  3. Р. Далл. Чарли и Шоколадная фабрика [Электронный ресурс ] / Р. Далл. – Режим доступа: http://www.litlib.net/bk/5975/read
  4. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с.